Ученые узнали плюсы и минусы знакомства в Интернете
Ученые из Мичиганского университета назвали минусы и плюсы, с которыми могут столкнуться пары при знакомстве в интернете. Материалы исследования размещены в тематическом издании. Ученые провели исследование, опросив 3 тыс. человек.
На Ямале обнаружили неизвестную ранее археологическую культуру
На Ямале обнаружили неизвестную ранее археологическую культуру. Об уникальных находках сообщает официальный ресурс Института археологии и этнографии СО РАН. В 2014 году около реки Казым рыбак Андрей Черемин, выкапывая из земли червей, обнаружил настоящий археологический клад.
Ученые узнали, как создать металлические сплавы нового поколения
Ученые из Соединенных Штатов Америки создали метод создания металлических сплавов нового поколения. По словам специалистов, данный материал будет иметь небольшой вес, в то же время располагая плотностью и устойчивостью к повышенным температурам.
Ученые: Антарктида станет зеленым континентом
Антарктида в будущем может стать зеленым континентом, утверждают британские ученые. По словам исследователей, с середин прошлого веерка каждые десять лет средняя температура на материке повышается на полградуса.
Ученые рассказали, чем питается 1,5-метровый корабельный червь
Биологи изучили пищеварительную систему корабельных червей и сделали вывод, что эти существа не едят ртом. Полутораметровый моллюск питается продуктами разложения древесины, которые попадают в организм через жабры. Новый вид корабельного червя открыт совсем недавно.
Ученые: люди чувствуют запах болезни
Ученые из США пришли к умозаключению, что люди в ходе своей эволюции научились различать запахи, которые можно заметить при болезни, исходящие от тела. Этот навык помог людям избегать заражения разными смертельными болезнями. Специалисты установили это в ходе нескольких экспериментов.

Официальный сайт Академии Наук Республики Саха (Якутия) » Новости » НЕПОДАЛЕКУ ОТ ЯКУТСКА ОБНАРУЖЕН ПРЕДОК МАМОНТА
| ДатаДата: 17-09-2015, 17:41

НЕПОДАЛЕКУ ОТ ЯКУТСКА ОБНАРУЖЕН ПРЕДОК МАМОНТА

Летом 2015 года в поселке Нижний Бестях в 30 километрах от Якутска был найден скелет трогонтериевого слона – предка шерстистого мамонта, который обитал более 100 тысяч лет назад, в период среднего плейстоцена. Находку удалось извлечь целиком. В настоящее время это наиболее сохранившийся скелет трогонтериевого слона в России.

Скелет был найден местными жителями на берегу реки Суола неподалеку от поселка Нижний Бестях, который располагается на противоположном от Якутска берегу реки Лена. Берег Суолы представляет собой длинную гряду, подмываемую рекой. Берег протаивает, обнажая толщу замороженных пород, состоящих из песка и льда. В этих речных отложениях захоронено множество отдельных костей и хищных млекопитающих, и растительноядных. Однако наибольший интерес вызвал скелет мамонта, который сохранился без мягких тканей практически целиком.

На место оперативно выехала группа ученых Академии наук Якутии, палеонтологов Отдела изучения мамонтовой фауны. При осмотре находки им удалось определить, что перед ними не шерстистый мамонт, останки которого довольно часто находят на территории Якутии, а его предок, более древний вид – трогонтериевый слон. Уже сейчас можно сказать, что это самец примерно 45 лет, не очень крупный по размеру. Высота скелета – чуть больше трех метров. Он имеет очень большие бивни, их диаметр – приблизительно 18 сантиметров. Каждый бивень весит по 75 килограмм!

Евгений МАЩЕНКО, к.б.н., старший научный сотрудник Лаборатории млекопитающих Палеонтологического института РАН, г. Москва:

- Скелет при находке имел анатомическое положение и был извлечен практически целиком. Даже мелкие кости из нижних отделов конечностей – стопы, кисти тоже сохранились. Отсутствует целиком задняя правая нога. Видимо, она была оторвана еще в те времена, когда жил мамонт. Некоторые кости таза погрызены хищными животными. Мы предполагаем, что это очень древнее животное, которое погибло больше чем 100 тысяч лет назад и в тот момент оно было частично заморожено. Впоследствии произошла оттайка, и мамонт был вторично захоронен в тех отложениях, в которых он находился сейчас.

- Как вы определили, что имеете дело не с шерстистым мамонтом, а с его предком?

- Видовая принадлежность мамонтов и всех слонов определяется по строению скелета и зубов, исследуются толщина эмали и пластины, составляющие зубы. На основании этих признаков мы можем заключить, что это не шерстистый мамонт, а более древняя форма – трогонтериевый слон. Его другое название – степной мамонт.

- Чем отличались степные мамонты от шерстистых?

- По сравнению с шерстистым мамонтом степной мамонт имел более короткое тело и высокий рост. Трогонтериевые слоны – это самые крупные слоны, которые когда-либо обитали на Земле. Считается, что их рост был более 4 метров, а вес достигал 10 тонн. Их тело было покрыто шерстью лишь частично. Климат в те времена был более теплый и сухой, и животным не нужно было приспосабливаться к низким температурам.

- Какие исследования вам теперь предстоит провести?

- В первую очередь необходимо провести комплексное исследование самого местонахождения с участием геологов, чтобы изучить строение породы. Во время нашей поездки мы отобрали пробы почвы, промыли породу, которая непосредственно окружала мамонта для того, чтобы найти остатки растений, плодов, семян, насекомых – а их там оказалось довольно много в замороженном состоянии. На основании этих данных мы сможем собрать полную информацию об условиях, в которых обитал мамонт. Было интересно обнаружить там следы жизнедеятельности других животных – помет суслика, благородного оленя, лошади, носорога и шерстистого мамонта. В дальнейшем мы сделаем морфологическое описание скелета и датировку, чтобы определить, когда именно жил этот трогонтериевый слон.

До сих пор в Якутии было найдено чрезвычайно мало останков ископаемых, живших в среднем плейстоцене вместе с трогонтериевыми слонами. Более достоверная информация о возрасте находки появится у палеонтологов после проведения датировки. В том случае, если среднеплейстоценовая дата будет подтверждена, то наука получит совершенно новое уникальное местонахождение, в котором помимо скелета слона обнаружены останки и других животных, начиная от костей бизона и заканчивая фауной древних насекомых и макроостанков растений.

Альберт ПРОТОПОПОВ, к.б.н., руководитель Отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия):

- В отличие от позднего плейстоцена, средний плейстоцен Якутии  сих пор изучен очень слабо. Считается, что в тот период на территории Якутии царил достаточно теплый климат. Однако скелет трогонтериевого слона был захоронен в вечной мерзлоте. Кроме того, вместе со слоном на берегу реки Суола обнаружены кости животных (например, косуля) которые, как считается, заселили Якутию гораздо позже. Как это сочетается с теплым климатом? Тщательные исследования помогут ответить на наши вопросы, и, возможно, поставят перед наукой новые загадки. В следующем году мы планируем начать более масштабные исследования данного местонахождения. Возможно, организуем там стационарный полевой лагерь.

НЕПОДАЛЕКУ ОТ ЯКУТСКА ОБНАРУЖЕН ПРЕДОК МАМОНТА

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОЛНЫЙ СКЕЛЕТ ТРОГОНТЕРИЕВОГО СЛОНА

Ученые утверждают, что еще никому никогда не удавалось найти целую тушу трогонтериевого слона. В России сейчас демонстрируется всего пять скелетов. Два скелета – в Азовском музее, по одному скелету – в Палеонтологическом институте РАН, Ханты-Мансийском музее природы и человека и Новосибирском музее археологии и этнографии СО РАН. Над раскопками еще одного скелета в данный момент работает Пермский музей. Однако раскопки осложняются сложным местоположением, поэтому в этом году ученым не удалось полностью извлечь скелет. Как видно, в России степных мамонтов находят крайне редко, лишь отдельные кости и зубы. Для Якутии это первая находка трогонтериевого слона, и это самый полный скелет в России. Он  сохранился на 90%, уцелели и бивни, и череп.

Научно-организационный отдел Академии наук РС(Я)