Июль 2018 (8)

Ранний ужин может снизить риск развития рака
Время приема пищи и риск развития рака Согласно исследованию, которое было проведено в Барселонском институте глобального здравоохранения в Испании (Barcelona Institute for Global Health in Spain), поздний прием пищи может увеличить риск развития рака.
Ученые рассказали, как снизить риск заболевания раком груди
Ученые из старейшего университета США — Гарварда — выяснили, что поможет снизить риск заболевания раком груди.
Гарвардские ученые создали робота-руку для ловли медуз
Как отмечают разработчики, отлавливать морских обитателей без причинения им вреда - это весьма трудоемкая задача, особенно это касается медуз, чьи тела мягкие и деликатные.
Американские ученые предсказали для России серьезные катаклизмы
Американские ученые прогнозируют усиление природных катаклизмов в восточной части России и в Монголии.
Ученые назвали продукты, продлевающие жизнь
Потребление рыбы и других продуктов, богатых омега-3-полиненасыщенными жирными кислотами, значительно снижает риск смерти от целого списка болезней - такое заявление сделала группа ученых из Китая.
Ученые предложили новый метод безопасного отбеливания зубов
Специалисты из Китая предложили новый способ отбеливания зубов наночастицами диоксида титана.

| ДатаДата: 17-11-2014, 19:12
ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ
СОСТОЯЛОСЬ ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 10-ЛЕТИЮ ЦЕНТРА АРКТИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ И ПАЛЕОЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА АКАДЕМИИ НАУК РС(Я)
14 ноября 2014 г. в Академии наук РС(Я) состоялось торжественное собрание, посвященное 10-летию Центра арктической археологии и палеоэкологии человека АН РС(Я). Еще одним торжественным событием в этом день стал 80-летний юбилей Ю.А. Мочанова, действительного члена АН РС(Я), заместителя директора ЦААПЧ.
В этот праздничный день поздравить юбиляров пришли представители научной общественности и государственных органов власти республики. Открывая торжественное собрание, Игорь КОЛОДЕЗНИКОВ, Президент Академии наук РС(Я) отметил, что 10-летие Центра арктической археологии и палеоэкологии человека и 80-летие Ю.А. Мочанова – неразделимые праздники: «Ни для кого не секрет, что развитие и становление Центра неразрывно связано с творческой деятельностью одного из крупнейших археологов мира. Возглавив в начале 60-х годов Приленскую археологическую экспедицию, Юрий Алексеевич заложил основу археологической науки нашей республики».
С подробным докладом об истории и становлении Центра выступила Светлана ФЕДОСЕЕВА, директор ЦААПЧ АН РС (Я):
- Центр арктической археологии и палеоэкологии человека был создан Указом Президента РС(Я) на основе отдела археологии и палеоэкологии человека и Археологического музея Северо-Восточной Азии Института гуманитарных исследований АН РС(Я). Этим же указом центру были переданы интеллектуальная и материальная собственность отдела. Не будет преувеличением сказать, что создание центра имеет большую предысторию. Первый археологический памятник – древнеэскимосское поселение на Барановом мысу на Колыме, был открыт в 1787 году капитаном российского лота Гавриилом Сарычевым. Начальный период становления археологии в Якутии был связан с трудами энтузиастов, в том числе ссыльных народовольцев, путешественников, исследователей, краеведов и многих других. С 1940 по 1946 годы в Якутии работала Ленская историко-археологическая экспедиция под руководством будущего академика АН СССР Алексея Павловича Окладникова. Его основные выводы сформулированы в 1955 году в академическом издании «История Якутской АССР»: том I, «Якутия до присоединения к Русскому государству». Закончилась эта экспедиция, и 13 лет на территории Якутии археологи не работали. И только через 13 лет начала функционировать Вилюйская археологическая экспедиция, руководителем которой была я, молодая девчонка, приехавшая в Якутию в 1958 году после окончания Киевского университета.
С1964 года и по настоящее время в Якутии работает Приленская археологическая экспедиция под руководством Юрия Алексеевича Мочанова. Перед этой экспедицией была поставлена очень серьезная правительственная задача – приступить к сплошному археологическому обследованию Якутии, обратив особое внимание на поиски следов палеолита и выявления четко стратифицированных многослойных стоянок. Ю.А. Мочанов впервые открыл на территории Якутии археологические культуры и назвал их по тем памятникам, которые открывались им же – это Дюктайская культура, Сумнагинская культура, Сыалахская культура, Белькачинская культура, Ымыяхстахская культура, Усть-Мильская культура. Кроме того, он разработал методику поиска и раскопок в вечномерзлом грунте.
В 1967 году он открыл Дюктайскую пещеру, которая дала название Дюктайской культуре возраста от 35 тысяч до 10,5 лет. Обнаруженные в пещере изделия палеолитических охотников вызвали широкие гипотезы о связях между континентами Северо-восточной Азией и Североамериканским континентом и о том, что первобытное население Америки было связано с палеолитическим населением Якутии. Впоследствии такие памятники были открыты не только на Алдане, но и в бассейнах многих других рек Якутии. Эта гипотеза стала рабочим инструментом для всех, кто занимался изучением заселения Американского континента.
Светлана ФЕДОСЕЕВА:
- Честно сказать, мы думали, что древнее 30-40 тысяч лет назад в Якутии не могло быть никакого населения, уж больно холодно было в то время. Известно, что в те далекие года в Якутии среднегодовая температура была на 4 градуса ниже, чем сейчас. Каково же было наше удивление, когда был открыт Дирингский нижнепалеолитический комплекс! Мы раскапывали древний могильник, датируемый третьим тысячелетием до нашей эры, а прорезали более древний пласт. Все археологические, геологические и хронологические данные сошлись на том, что примерный возраст этого могильника – около трех миллионов лет! Кто бы мог подумать, что человек заселил Якутию в такое древнее время! Впоследствии был открыт еще ряд памятников такого же возраста. Юрий Алексеевич – один из немногих, кто решился на озвучивание гипотезы о северной прародине человечества.
Юрий Алексеевич пришел к выводу, что именно здесь могла происходить адаптация человека к экстремальным для большинства приматов условиям среды обитания – сокращению привычной растительной пищи, холоду, полярной ночи.
Нетропическая концепция, связанная с изучением эколого-физиологических особенностей адаптации человека к условиям Севера имеет огромное практическое значение. Особенно это актуально для надвигающегося демографического кризиса человечества. Субтропическая и умеренная зона Земли все более перенаселяется. В очень скором времени народам таких стран, как Россия придется осознать, что огромные незаселенные северные территории – это не столько сырьевая база, а та область, к которой надо полностью адаптироваться и стать ее постоянными жителями. Представления о комфорте и дискомфорте жизни на Севере придется в корне менять. Не последнюю роль в этом может сыграть изучение истории заселения человеком Севера, особенно той его области, где находится Полюс холода Северного полушария.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ
Множество поздравлений прозвучало в этот день. Все выступающие отмечали уникальный вклад, который внесли в науку С.А. Федосеева и Ю.А. Мочанов. И ведь действительно, результаты научных исследований, которые проводились все эти годы, перевернули историческое представление об образовании человека на нашей планете. Анатолий ГОГОЛЕВ, вице-президент Академии наук РС(Я):
- Аналогов той работы, которая проделана супругами С.А. Федосеевой и Ю.А. Мочановым, в мировой науке, насколько мне известно, нет. Территория, которая стала объектом археологических исследований, очень интересная с точки зрения географического определения – Северо-Восток Азии смыкает всю территорию Евроазиатского континента с Северо-Западными районами Северной Америки. Самое основное направление, связанное с археологическими исследованиями Приленской экспедиции - это, в первую очередь, процесс антропогенеза, то есть происхождения человека. Огромную роль здесь сыграло событие, когда в 1986 году была открыта древнейшая стоянка на территории Азии, так называемая Дирингская культура, возраст которой – около 3,5 миллионов лет.
От имени Главы и Правительства республики с 10-летний юбилеем Центра поздравил Юрий ШИПИЦЫН, Председатель Государственного комитета РС(Я) по инновационной политике и науке:
- Центр арктической археологии и палеоэкологии человека по праву является одним из значимых научных центров, вносящих неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой археологической науки в целом. Сегодня научные достижения ЦААПЧ связаны с именами таких выдающихся ученых как С.А. Федосеева и Ю.А. Мочанов. Сотрудников центра всегда отличало особое отношение к жизни, оптимизм, уверенность в собственных силах. Уверен, что ваш опыт и знания и в дальнейшем будут служить интересом развития родного края и всей России.
Ю.А. Шипицын вручил государственные награды сотрудникам Центра. С.А. Федосеева, директор ГБУ «ЦААПЧ АН РС(Я)» получила благодарность Правительства Республики Саха (Якутия). Благодарность Госкоминноваций РС(Я) за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие науки объявлена:
- Н.Т. Дьячковскому, младшему научному сотруднику ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
- Л.М. Жильцовой, секретарю руководителя ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
Почетной грамотой Госкомитета за многолетний научно-исследовательский труд награждены:
- Н.В. Антипина, старший научный сотрудник ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
- А.В. Разин, научный сотрудник ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)».
Деятельность и заслуги сотрудников Центра была также отмечена Почетными грамотами академии наук РС(Я), которые вручены:
- Е.Л. Ершовой, младшему научному сотруднику ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
- У.Д. Дегтяревой, лаборанту ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
- Г.В. Семеновой, технику-проектировщику ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
- Е.В. Корнильевой, заведующей хозяйственной частью ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
- В.А. Гришину, водителю ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
- А.У. Горданову, техническому работнику ГБУ «ЦААПЧ РС(Я)»;
ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ
Государственное собрание РС(Я) Ил Тумэн на торжественном собрании представили Виктор ГУБАРЕВ, заместитель Председателя Государственного Собрания, и Антонина ГРИГОРЬЕВА, председатель Постоянного комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций. Они отметили, что за 10 лет Центр стал действительно динамично развивающейся структурой и вручили грамоты Государственного собрания РС(Я) (Ил Тумэн) С.А. Федосеевой, Ю.А. Мочанову, Н.В. Антипиной.
Также поздравления прозвучали от Михаила ЛЕБЕДЕВА, председателя Президиума ЯНЦ СО РАН и Юрия ДАНИЛОВА, заместителя председателя Якутского регионального отделения Русского географического общества, заведующего кафедрой географии Института естественных наук СВФУ им. М.К. Аммосова, представителей Министерства образования РС(Я), действительного члена академии В.В.Шепелева и Института мерзлотоведения СО РАН, от Института горного дела Севера СО РАН, ОАО «Саханефтегазсбыт», Министерства культуры и духовного развития РС(Я).
ДАНИЛОВ Ю.Г.
вручил старейшему члену ЯРО РГО Мочанову Ю.А. юбилейную медаль «100 лет Якутскому отделению РГО» и сообщил о том, что решением наградной комиссии Русского географического общества Мочанов Ю.А. награжден Почетной грамотой РГО.
Поздравления в адрес Центра и Мочанова Ю.А. поступили от Члена Совета Федерации Вячеслава Штырова, от председателя Западно-Якутского научного центра АН Николая Зинчук, от директора Института археологии национальной Академии наук Украины, академика Петра Толочко и многих других.

Научно-организационный отдел Академии наук РС (Я)